АВТОСИГНАЛИЗАЦИЯ НА ДВУХ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ - Автосигнализация - Схемы для автомобиля - Каталог статей - RADIOAMATOR
Изобретатель радио Пятница, 09.12.2016, 03:54
RADIOAMATOR
Поиск позывных в российском Callbook'e:
ON-LINE поиск предоставлен сервером QRZ.RU

Приветствую Вас Гость | RSS
Выбрать язык / Select language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Поиск по сайту
Меню сайта
Категории раздела
Автосигнализация [18]
Прочие [34]
Дневные ходовые огни [7]
Друзья сайта
Главная » Статьи » Схемы для автомобиля » Автосигнализация

АВТОСИГНАЛИЗАЦИЯ НА ДВУХ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ
АВТОСИГНАЛИЗАЦИЯ НА ДВУХ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ
На страницах многих радиолюбительских журналов, и в особенности, Радиоконструктора, часто предлагаются схемы простых охранных устройств для автомобилей или универсального назначения, собранных на одной-двух микросхемах серии К561. Обычно они отличаются простым, но достаточным набором функций,
- задержка после включения, реакция на контактный датчик и звучание в течение некоторого времени, возврат в дежурный режим, а у некоторых есть задержка подачи сигнала.
Хочу предложить свою схему на эту тему, которая отличается не только хорошей повторяемостью и устойчивостью (проверено многократной сборкой на разных микросхемах), но и тем, что её можно собрать на любой микросхеме серии К561 или К1561, имеющей как минимум два логических элемента "ИЛИ-НЕ" или "И-НЕ" Несмотря на свою предельную простоту схема выполняет все выше перечисленные функции. А именно, - 5-секундная задержка выхода на дежурный режим после включения питания, реакция на дверные датчики и включение сирены через 3 секунды после срабатывания датчика, выключение сирены через 30 секунд после последнего размыкания контактов датчика и автовозврат в дежурный режим. Снятие с охраны и постановка на охрану - при помощи выключателя питания ("секретного" тумблера).
Сигнализация работает со стандартной сиреной для автосигнализаций.
На рисунке 1 показан вариант схемы для логических элементов "ИЛИ-НЕ".

Выводы микросхемы не обозначены кроме выводов питания, потому что, как уже было сказано выше, это может быть любая микросхема К561 или К1561 у которой есть как минимум два элемента "ИЛИ-НЕ". Все свободные входы микросхемы (не показанные на схеме) соединяются с общим минусом питания (с её 7-м выводом).
S2 - "секретный" тумблер, при помощи которого сигнализацию включают и выключают. S1 -система дверных контактных датчиков автомобиля, предназначенных для включения света в салоне при открывании дверей. Или, это специально установленные датчики, включенные параллельно и замыкающие катод VD1 на "массу".
Интервал времени, в течении которого звучит сирена после размыкания датчика задается цепью C1-R1. При замыкании S1 происходит зарядка С1 через открытый диод VD1 и контакты S1. Зарядка происходит быстро и даже кратковременного замыкания S1 достаточно для полной зарядки С1. В результате на нижнем по схеме входе D1.2 устанавливается уровень логического нуля. Если на верхнем (по схеме) входе этого же элемента так же будет ноль, то на выходе появится единица. Через R5 начнет заряжаться конденсатор СЗ, и, примерно, через 3 секунды откроется ключ на транзисторах VT1 и VT2, через который будет подано питание на сирену F1. Звучать сирена будет все время пока замкнуты контакты S1, плюс еще около 30 секунд после их размыкания, которые уходят на разряд С1 через R1. После чего схема вернется в дежурный режим.
Сигнализация включается "секретным" тумблером, который находится внутри охраняемого объекта, поэтому необходима задержка включения, хотя-бы на пять секунд, чтобы можно было выйти из автомобиля и закрыть двери. В данной схеме задержка создается немного необычно, -цепь R9-C2, создающая задержку, включена так, что при срабатывании датчика конденсатор С1 фактически
заряжается от конденсатора С2 значительно большей емкости. В результате, пока напряжение на С2 ниже уровня порога логической единицы, конденсатор С1 не может зарядиться до логического уровня. Кроме того, есть элемент D1.1 на котором выполнен компаратор, следящий за напряжением на С2. Порог компаратора определен резисторами R3 и R4. Поэтому до тех пор, пока С2 не будет заряжен до напряжения превосходящего нижний порог логической единицы, на выходе элемента D1.1 будет логическая единица, которая поступает на верхний (по схеме) вход D1.2 и удерживает его в состоянии логического нуля на выходе, не зависимо от напряжения на его втором входе.
Таким образом, пока С2 заряжается через R2 до некоторого напряжения схема не издает никаких звуков и не реагирует на замыкание S1. А время зарядки С2 через R2 составляет около 5 секунд.
Светодиод HL1 служит для индикации включенного питания автосторожа.
На рисунке 2 показан вариант схемы при использовании логических элементов "И-НЕ".

В общем, функционирование схемы мало отличается от схемы на рис. 1, главная разница в том, что транзисторный ключ здесь включается не логической единицей, а логическим нулем. Потому и эта часть схемы выглядит как бы перевернутой.
Уровень для включения сирены здесь берется не с выхода D1.2, а с выхода D1.1, а элемент D1.2 работает только как инвертор. Цепь R5-C3-R7 то же оказывается как бы перевернутой, - СЗ теперь заряжается не положительным, а отрицательным напряжением (логическим нулем). Сирена больше не контактирует с общим минусом, поэтому, если в первой схеме её можно подключить к схеме одним проводом
(второй можно подключить прямо на "массу" автомобиля), то здесь подключение её возможно только по двухпроводной линии. Впрочем, выводы питания сигнальных сирен (в отличие от клаксонов) не имеют
контакта с их металлическим основанием.
Детали. В обеих схемах можно использовать очень разные микросхемы, в схеме на рисунке 1 это могут быть, например, -К561ЛЕ5, К561ЛЕ6, К561ЛЕ10, К1561ЛЕ5, К1561ЛЕ6 и другие типа "...ЛЕ...". В схеме используются только два элемента, поэтому остальные элементы (если есть) можно использовать в каких-то дополнительных "примочках", например, на двух лишних элементах можно сделать мультивибратор с ключом на выходе чтобы при звучании сирены еще и фары мигали. Все свободные входы используемых в схеме на рис. 1 элементов нужно соединить с минусом питания (7-м выводом микросхемы).
В схеме на рисунке 2 годятся любые микросхемы "К561ЛА..." или "К1561ЛА...". Все свободные входы используемых в схеме на рисунке 2 элементов нужно соединить с плюсом питания (14-м выводом микросхемы).
Налаживание заключается в установке по желанию временных интервалов. Продолжительность звучания сирены после размыкания S1 - подбором R1 или С1, задержка после включения питания - подбором R2 или С2, задержка начала звучания после срабатывания - подбором СЗ или R5. Если эта задержка не нужна конденсатор СЗ можно исключить.
Схемы собраны в мыльницах, - все детали приклеены к одной половинке пластмассовой мыльницы клеем "Момент-1М". Монтаж, - объемный. Провода для подключения выведены в просверленные, в этой же половинке мыльницы, отверстия. Затем, клеем промазан стык и мыльница закрыта второй её половинкой. Получается надежная, но неразборная конструкция.
Мешков П. А. радиоконструктор 3-2005
Категория: Автосигнализация | Добавил: admin (21.04.2010)
Просмотров: 2128 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Наша кнопка сайта

Радиолюбителям и электрикам схемы, программы и т.д.

Код кнопки

 

Locations of visitors to this page

 

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Счётчик тиц Все для радиотехника! Информационная поддержка ремонта теле-видео-аудиоаппаратуры Сайт :: Паятель.at.ua - статьи и простые схемы, конструкции для начинающих и профессионалов. Сервер радиолюбителей России - схемы, документация,
 соревнования, дипломы, программы, форумы и многое другое! Всё для начинающих. Сборки сабвуферов для машин. Сборки сабвуферов для дома. Лаборатория. Электроника. Программы расчета. Выставка сабвуферов.

Copyright MyCorp © 2016Сайт создан в системе uCoz